Ситуация на рекламном рынке России остается неопределенной. ZenithOptimedia Russia рассматривает два варианта ее развития.
ZenithOptimedia Russia выпускает прогноз на 2009 год в двух вариантах: оптимистичном и пессимистичном.
Оптимистичный прогноз предполагает рост +5% в 2009 году в России, пессимистичный - падение на -17,5%. Мировой рынок рекламы в 2009 году сократится на 0,2%. Азиатско-Тихоокеанский р-н и Центральная и Восточная Европа по-прежнему демонстрируют рост, но его темпы заметно замедляются. Мировые затраты на интернет-рекламу в 2009 году вырастут на 18%. На интернет придется 15,6% от общих рекламных затрат в 2011. Рекламодатели возвращаются к хорошо знакомому медиа - телевидению.
На протяжении последних четырех лет российский рекламный рынок показывал более чем 25% роста. Однако мировой финансовый кризис сказался и на нем. Российская отрасль почувствовала кризис позже, чем западные рынки, однако в целом глобальный тренд описывает состояние и отечественной индустрии. Осень для российского рекламного рынка вопреки традиционному всплеску маркетинговой активности оказалась периодом затишья. Рекламодатели изучали мировые и локальные экономические тренды и выбирали тактику поведения в новых условиях. Однако к декабрю элемент неопределенности не исчез. В связи с этим ZenithOptimedia подготовило два прогноза развития рекламного рынка России: оптимистичный и пессимистичный.
Оптимистичный прогноз
Объем рекламы в средствах ее распространения (млн. рублей)
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Телевидение |
85,900 |
112,500 |
142,370 |
157,800 |
Печатные СМИ |
44,600 |
51,900 |
59,000 |
58,600 |
Радио |
12,500 |
15,700 |
15,700 |
13,500 |
Наружная реклама |
33,100 |
40,400 |
44,400 |
43,100 |
Интернет |
2,900 |
5,800 |
8,400 |
10,800 |
Прочие носители |
1,800 |
2,400 |
2,600 |
2,300 |
ИТОГО |
180,800 |
228,700 |
272,470 |
286,100 |
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (%)
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Телевидение |
30.0% |
31.0% |
26.6% |
10.8% |
Печатные СМИ |
13.0% |
16.4% |
13.7% |
-0.7% |
Радио |
47.1% |
25.6% |
0.0% |
-14.0% |
Наружная реклама |
25.0% |
22.1% |
9.9% |
-2.9% |
Интернет |
60.0% |
100.0% |
44.8% |
28.6% |
Прочие носители |
44.0% |
33.3% |
8.3% |
-11.5% |
ИТОГО |
27.1% |
26.5% |
19.1% |
5.0% |
Оптимистичный вариант хотя и демонстрирует значительное снижение темпов роста рекламного рынка за счет сокращения расходов на прессу (-0,7%), радио (-14%), наружную рекламу (-2,9%) и прочие носители (-11,5%), все-таки сохраняет позитивную динамику в целом (5% рост в 2009 году) и в частности - за счет ТВ (10,8%) и интернета (28,6%).
Пессимистичный прогноз
Объем рекламы в средствах ее распространения (млн. рублей)
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Телевидение |
85,900 |
112,500 |
142,370 |
128,132 |
Печатные СМИ |
44,600 |
51,900 |
59,000 |
45,725 |
Радио |
12,500 |
15,700 |
15,700 |
9,420 |
Наружная реклама |
33,100 |
40,400 |
44,400 |
32,441 |
Интернет |
2,900 |
5,800 |
8,400 |
7,569 |
Прочие носители |
1,800 |
2,400 |
2,600 |
1,584 |
ИТОГО |
180,800 |
228,700 |
272,470 |
224,871 |
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (%)
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Телевидение |
30.0% |
31.0% |
26.6% |
-10.0% |
Печатные СМИ |
13.0% |
16.4% |
13.7% |
-22.5% |
Радио |
47.1% |
25.6% |
0.0% |
-40.0% |
Наружная реклама |
25.0% |
22.1% |
9.9% |
-26.9% |
Интернет |
60.0% |
100.0% |
44.8% |
-9.9% |
Прочие носители |
44.0% |
33.3% |
8.3% |
-39.1% |
ИТОГО |
27.1% |
26.5% |
19.1% |
-17.5% |
Источник: ZenithOptimedia
Пессимистичный вариант предполагает уменьшение объема рекламного рынка на 17,5% и сокращения затрат на рекламу во всех без исключения видах медиа. Лидером падения окажется радио (-40%), за ним следуют - наружная реклама (-26,9%) и пресса (-22,5%).
В обоих случаях рекламные бюджеты во всех медиа в ближайшее время вряд ли значительно вырастут, и ожидания российских экспертов не обнадеживают. Очевидно, что бизнес уменьшит расходы на рекламу, и темпы роста рынка в любом случае замедлятся. Однако это не обязательно означает полный отказ от рекламной активности. Часть компаний по-прежнему считают маркетинг неотъемлемым элементом стратегии выживания в период экономической нестабильности. Другая часть - сокращает свою маркетинговую и рекламную активность. Кризис 1998 года продемонстрировал, что в такие периоды активные компании получают новые доли рынка.
В 2009 году заметно пострадают традиционные медиа. В России большая часть рекламных бюджетов направляется на ТВ,поэтому любые сокращения рекламных расходов ощутимо скажутся на радио, прессе и наружке. Что же касается новых медиа, и, особенно, интернета, то он может стать еще более привлекательным. Рекламодатели выбирают его как инновационное и дающее точные результаты медиа, что в период спада, когда приходится отчитываться за каждую строчку в бюджете, безусловно, важно.
Из продуктовых категорий, которые обычно находятся в ТОП-10 российских рекламодателей, сильнее всего кризис скажется на автобизнесе, ритейле и финансовых услугах.
Глобальные расходы на рекламу по регионам
Уже понятно, что рынок рекламы находится в середине спада, который начался в 3 квартале 2008 года и ускорился в четвертом. ZenithOptimedia понизило свой прогноз мировых затрат на рекламу в 2009 году с 4.0% до -0.2%, так как в развитых странах финансовый кризис перерос в экономический. Уверенность потребителей и компаний серьезно пошатнулась, и экономические перспективы выглядят неопределенно. Поскольку ситуация меняется очень быстро, ZenithOptimedia переходит с ежеквартального на ежемесячный прогноз.
Основные медиа-сегменты (газеты, журналы, телевидение, радио, кинотеатры, наружная реклама, интернет)
$млн, текущие цены. Конвертация с учетом средних курсов валют за 2007 год.
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Северная Америка |
188,300 |
181,796 |
171,390 |
175,055 |
180,113 |
Западная Европа |
120,072 |
119,427 |
118,282 |
122,085 |
127,069 |
Азиатско-Тихоокеанский р-н |
101,785 |
106,497 |
109,874 |
116,204 |
122,558 |
Центральная и Восточная Европа |
31,625 |
35,429 |
35,975 |
39,619 |
45,001 |
Латинская Америка |
26,352 |
29,550 |
33,956 |
40,329 |
45,505 |
Африка/Бл.Восток/др.страны |
17,258 |
18,935 |
21,055 |
24,114 |
27,272 |
В мире |
485,392 |
491,634 |
490,532 |
517,406 |
547,518 |
Источник: ZenithOptimedia
Основные медиа-сегменты (газеты, журналы, телевидение, радио, кинотеатры, наружная реклама, интернет)
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (%)
|
2007 v 06 |
2008 v 07 |
2009 v 08 |
2010 v 09 |
2011 v 10 |
Северная Америка |
2.7 |
-3.5 |
-5.7 |
2.1 |
2.9 |
Доля США |
2.5 |
-3.8 |
-6.2 |
2.1 |
2.8 |
Западная Европа |
5.8 |
-0.5 |
-1.0 |
3.2 |
4.1 |
Азиатско-Тихоокеанский р-н |
7.4 |
4.6 |
3.2 |
5.8 |
5.5 |
Центральная и Восточная Европа |
22.4 |
12.0 |
1.5 |
10.1 |
13.6 |
Латинская Америка |
16.3 |
12.1 |
14.9 |
18.8 |
12.8 |
Африка/Бл.Восток/др.страны |
22.9 |
9.7 |
11.2 |
14.5 |
13.1 |
В мире |
6.9 |
1.3 |
-0.2 |
5.5 |
5.8 |
Источник: ZenithOptimedia
Соединенные Штаты и несколько западноевропейских стран официально признали, что находятся в состоянии рецессии, и эта же участь ожидает другие развитые страны. Как обычно спад отразился на рекламных рынках этих регионов даже быстрее чем на экономике в целом. По нашим оценкам затраты на рекламу в Северной Америке в 2009 году снизятся на 5,7%, в Западной Европе - на 1%. Хотя еще два месяца назад в нашем предыдущем прогнозе мы ожидали, что эти регионы покажут 0,9% и 2,6% роста соответственно.
Кредитный кризис также замедлил рост рекламных рынков развивающихся стран, в первую очередь, Азиатско-Тихоокеанского региона и Центральной и Восточной Европы. Мы уменьшили наши ожидания на 2009 год с 5,2% до 3,2% в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и с 12,7% до всего лишь 1,5% в Центральной и Восточной Европе, опасаясь за экономическую стабильность таких стран как Венгрия, Турция и Украина. Остальные регионы пока что вызывают меньшее беспокойство. Мы по-прежнему прогнозируем 14,9% рост в Латинской Америке и 11,2% - в остальном мире.
Мировому рекламному рынку придется нелегко в первом квартале 2009 года, и эта ситуация едва ли улучшится во втором. Первые признаки улучшения возможны в третьем квартале будущего года, год спустя после начала кризиса, и в четвертом, когда проводить сравнения данных на ежегодной основе будет уже намного легче, эта тенденция наберет обороты.
Мировые расходы на рекламу в средствах ее распространения
$ млн., текущие цены. Конвертация с учетом средних курсов валют за 2007 год
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Газеты |
130,057 |
123,229 |
115,491 |
114,038 |
114,717 |
Журналы |
57,721 |
55,754 |
54,130 |
54,915 |
55,975 |
Телевидение |
179,236 |
184,487 |
185,447 |
196,818 |
207,886 |
Радио |
38,330 |
37,003 |
34,408 |
35,200 |
36,459 |
Кинотеатры |
2,379 |
2,543 |
2,658 |
2,869 |
3,043 |
Наружная реклама |
31,060 |
32,662 |
33,506 |
35,819 |
38,244 |
Интернет |
41,118 |
49,876 |
58,703 |
71,213 |
84,145 |
Всего * |
479,902 |
485,555 |
484,343 |
510,872 |
540,469 |
Источник: ZenithOptimedia
* Данные отличаются от таблицы по регионам, так как несколько стран сообщили прогнозы по объемам своих рекламных рынков в целом без детализации по медиа. В данной таблице эти страны не учитываются.
Доля каждого медиа сегмента в общих расходах на рекламу (%)
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Газеты |
27.1 |
25.4 |
23.8 |
22.3 |
21.2 |
Журналы |
12.0 |
11.5 |
11.2 |
10.7 |
10.4 |
Телевидение |
37.3 |
38.0 |
38.3 |
38.5 |
38.5 |
Радио |
8.0 |
7.6 |
7.1 |
6.9 |
6.7 |
Кинотеатры |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
0.6 |
0.6 |
Наружная реклама |
6.5 |
6.7 |
6.9 |
7.0 |
7.1 |
Интернет |
8.6 |
10.3 |
12.1 |
13.9 |
15.6 |
Интенсивно развиваться продолжает интернет-реклама. По нашим ожиданиям в 2009 году затраты на интернет-рекламу в мире вырастут на 18%, а к 2011-му году их доля в мировом медиамиксе вырастет до 15,6%. Кроме того, по прежнему привлекательными для рекламодателей остаются кинотеатры и наружная реклама.
В период экономического спада относительно хорошо обстоят дела и у телевидения. Как это уже проявлялось в периоды предыдущих спадов (в 1991-1992 и 2001-2002 годах) рекламодатели будут перемещать свои бюджеты из второстепенных медиа на телевидение, поскольку хорошо знакомы с его возможностями в построении брендов. В непростые периоды ТВ-смотрение растет, поскольку телевидение предлагает уход от действительности, и, самое главное, является самым дешевым средством развлечения. Подъем развивающихся рекламных рынков - где телевидение занимает в общем медиамиксе значительно большую долю, чем на уже развитых рынках - также усиливает мировые позиции ТВ, которое по нажим оценкам в 2010 и 2011 годах займет рекордную долю 38,5% от общемировых затрат на рекламу.
Комментарий
Новое сообщение