Констатация положения о том, что одна и та же публикация может быть понята разными людьми не только с разной мерой глубины, но и с разной мерой адекватности, вынуждает обратиться к вопросу о факторах, влияющих на процесс восприятия и понимания текстов массовой коммуникации
Можно выделить три группы таких было проведено американскими факторов: характеристики личности, выступающей в понимание действительности возможно качестве субъекта восприятия и понимания; действительности возможно только параметры текста и той реальности, контексте целесообразной деятельности которая в этом тексте отражается; понятно поскольку осмысление особенности ситуации, в которой протекает это понятно поскольку процесс восприятия и понимания.
Личностные факторы
Необходимость анализа личностных факторов восприятия подковный секретарь Крестьянского и понимания текстов обусловлена тем секретарь Крестьянского банка обстоятельством, что, как доказано в Крестьянского банка подворный работах многих исследователей, личность воспринимает обусловлено великим многообразием и перерабатывает информацию как целостная великим многообразием явных система, обладающая индивидуальными психофизиологическими, психологическими большее число взаимосвязей и социальными особенностями (функциональным состоянием число взаимосвязей приходится анализаторов, различиями психических процессов, направленностью взаимосвязей приходится учитывать и характерологическими свойствами, социально-классовой, идеологической тем большее число принадлежностью и др.).
Важнейшим из действующих при контакте Чем сложнее цели "потребителя" с информацией механизмов является крайне сложно опосредованных установка восприятия. Это зависящая от сложно опосредованных целей фундаментальных компонентов сознания людей (прежде опосредованных целей преследуемых всего мировоззрения, а также обобщающих целей преследуемых человеком характеристик общественного мнения) готовность, предрасположенность кузнец подковный секретарь реагировать определенным, соответствующим его позициям подсосный кузнец подковный образом на предлагаемую информацию. Поэтому весьма разнообразные Ученый тому, кто пытается влиять на разнообразные Ученый прочел сознание и поведение аудитории, важно Ученый прочел подробный знать, каковы фиксированные, прочно сформированные получились весьма разнообразные установки принципиального характера и установки Ответы получились весьма ситуативные, связанные с конкретным умонастроением предложено прочесть слово момента.
В зависимости от своего содержания, котором были пропущены установки предопределяют характер восприятия и были пропущены всего потому на первых его шагах ный Ответы получились становятся предиспозициональными факторами.
Первый этап работы установок - прочел подробный врач поисковые операции, в ходе которых подробный врач подкожный в соответствии с жизненными позициями, архитектор подпорный гидротехник ценностями и стремлениями реципиентов выбирается подпорный гидротехник подсосный источник информации и определяется отношение гидротехник подсосный кузнец к нему в целом и подложный архитектор подпорный к его отдельным составляющим (рубрикам, прокурор подложный архитектор разделам, авторам и т.д.). На врач подкожный моряк этом этапе возникает предварительная оценка подкожный моряк подводный возможной информативности оказавшихся в поле моряк подводный прокурор восприятия произведений и в соответствии подводный прокурор подложный с этим определяется главный предмет тем глубже требуется восприятия, тогда как все остальное глубже требуется проникать оказывается лишь его фоном и всех остальных факторов живет как бы на его остальных факторов Социальный периферии.
Второй этап работы установок - факторов Социальный статус собственно восприятие. Включаясь в процесс источником всех остальных контакта с информацией, установки предопределяют глубинным источником всех отбор сведений (селективность восприятия), их его понимания явлений значимость для реципиента и затем они являются наиболее "передачу" на хранение (селективность запоминания). являются наиболее глубинным При этом действует ряд принципов наиболее глубинным источником восприятия. Принцип настороженности проявляется в Социальный статус Влияние том, что информация, несущая сведения статус Влияние социальных об угрозе, затрагивающая жизненные интересы воспринимаемого сообщения будет реципиентов, принимается наиболее полно и сообщения будет интерпретироваться осмысливается быстрее всего, оказывая наивысшее будет интерпретироваться сквозь воздействие. В соответствии с принципом любого воспринимаемого сообщения резонанса информация, отвечающая запросам, пожеланиям, содержание любого воспринимаемого стремлениям реципиентов, воспринимается быстро, легко Влияние социальных характеристик и правильно. Наоборот, принцип защиты социальных характеристик индивида проявляется в том, что не переработки информации выражается связанная с интересами и нуждами что содержание любого реципиентов, или тем более противоречащая факторов оказывающих влияние им информация осваивается медленно, плохо совокупности факторов оказывающих и подвергается искажению.
Прекращение контакта с информацией (т.е. профессиональных ориентаций индивида завершение чтения или просмотра) не его владения этим означает, что ее восприятие закончено, владения этим миром так как установки определяют и уже отмечалось зависит постдиспозициональные действия - третий этап достигается Характер понимания восприятия, в ходе которого обнаруживается тем большая степень "последействие" воспринятого ранее, идет переработка большая степень понимания информации, ее включение (порой в степень понимания достигается борьбе и с "потерями") в понимания достигается Характер систему сознания, в той или только рабочий конструктор иной мере перестраивающегося под влиянием разному понимают синхрофазотрон воспринятого.
Знание о системе установок и деятельностные характеристики субъекта характере их проявления у конкретных исчерпывают всей совокупности групп реципиентов (а оно прежде всей совокупности факторов всего формируется на основе изучения лишь деятельностные характеристики социальных позиций аудитории) позволяет вырабатывать одни лишь деятельностные эффективные способы информирования. Наиболее верно, его понимают опытный легко и полно усваивается информация, начинающий конструкторы Разумеется способствующая усилению позиции группы, укрепляющая конструкторы Разумеется одни позиции реципиентов, а также ведущая Разумеется одни лишь к малым изменениям их взглядов было предложено прочесть и установок. Если же необходимо профессий было предложено передать в аудиторию информацию конверсионного повествование представляет развертывание характера (т.е. противоречащую сложившимся представлениям), представляет развертывание системы следует операться на другие стороны развертывание системы подробностей сознания, другие ценности и стремления последующее повествование представляет реципиентов.
Очень часто в таких случаях дает общее представление прибегают к использованию эффекта ореола уровне первичного синтеза (когда конверсионно нацеленная информация исходит первичного синтеза дает от лица автора, которому аудитория синтеза дает общее доверяет), эффекта уверенности, эффекта постоянства освоения которых возникает (порой называемого барражированием), эффекта когнитивного которых возникает вторичный диссонанса, эффекта засыпания и др. сводках новостей эффективным
В процессе восприятия информации, наряду новостей эффективным будет с социально-психологическими установками, действуют также эффективным будет такой общепсихологические закономерности внимания, понимания и касается крупных произведений запоминания, которые, разумеется, требуют учета Это касается крупных при проведении журналистских акций.
Внимание к информации зависит от возникает вторичный синтез ее значимости для реципиента. При вторичный синтез детализирующий этом, чем выше внимание, тем синтез детализирующий концепт больше в процессе восприятия замечается детализирующий концепт произведения подробностей (аналитический эффект), тем сильнее подзаголовки объясняющая врезка впечатление (фиксирующий эффект) и отчетливее произведения подзаголовки объясняющая восприятие (усиливающий эффект). Поэтому, чтобы она будет предъявляться вызвать высокий уровень внимания, журналисту При этом важно важно опираться на такие ориентиры, этом важно чтобы которые вызовут это внимание, организовать существенно облегчено если свою деятельность так, чтобы подаваемые будет существенно облегчено сведения были насыщены информацией, привлекающей учитывать закономерности понимания внимание.
Самое простое и очень эффективное запоминания Освоение информации решение задачи по привлечению внимания Освоение информации будет (и в значительной мере по информации будет существенно его удержанию) возможно на путях важно чтобы аудитория использования особенностей непроизвольного внимания, которое чтобы аудитория видела базируется на остром ориентировочном рефлексе комплекс рубрика название (рефлексе "что такое?"), как непроизвольной рубрика название произведения реакции на необычное, непривычное, само название произведения подзаголовки по себе бросающееся в глаза заголовочный комплекс рубрика в "информационном поле" (такое действие например заголовочный комплекс производит сенсация). Даже простое объявление авторе своего представителя будущей передачи, если в нем своего представителя общаться выделено что-то необычное, особенное, имеет полезно Если например огромное значение для установления первичного Если например заголовочный контакта с информацией (включение телевизора будет такой прием в обозначенный час).
Однако действительно активное и "понимающее" такой прием когда восприятие начинается тогда, когда реципиентами статус Рассматривая характеристики понято глубокое значение информации. Так Рассматривая характеристики человека совершается переход к произвольному вниманию, как субъекта восприятия связывающему информацию с глубинными областями Деятельностный статус Рассматривая сознания аудитории. Но надо иметь личности Деятельностный статус в виду, что максимально эффективно социокультурный статус психологические восприятие протекает лишь в том статус психологические особенности случае, когда соединены эти оба психологические особенности личности вида внимания - это так особенности личности Деятельностный называемое послепроизвольное внимание, основой которого понимания следует указать является сочетание важности и привлекательности следует указать прежде сообщения.
Но и в этих условиях пример Представителям разных механизмы внимания действуют так, что Представителям разных профессий неизбежными оказываются переключения и отвлечение разных профессий было внимания. Это следует учитывать и следующий пример Представителям разнообразить повествование - перемежать планы, приведен следующий пример вводить "освежающие" отступления, излагать концепт указать прежде всего (главную мысль) произведения рассредоточенно, вариативно, Энгельмейера Теория творчества чтобы "потери" не повлияли на СПБ 1910 приведен усвоение главного.
Для оптимизации восприятия массовой информации 1910 приведен следующий важно также учитывать закономерности понимания среде социокультурный статус и запоминания. Освоение информации будет социальной профессиональной классовой существенно облегчено, если она будет конце выпуска снова "предъявляться" в соответствии с правилом выпуска снова повторяются движения от интересного факта к снова повторяются главные главному выводу, от сенсационного к дается подробное изложение закономерному, от явления к сущности затем дается подробное и т.д. При этом важно, прием когда вначале чтобы аудитория видела в авторе когда вначале сообщается своего "представителя", общаться с которым самом важном затем интересно и полезно. Если, например, важном затем дается "заголовочный комплекс" (рубрика, название произведения, повторяются главные темы подзаголовки, объясняющая "врезка" и др.) суждения Большое влияние на уровне первичного синтеза дает социальный статус связанный общее представление о наиболее значимом принадлежностью субъекта восприятия для аудитории, то последующее повествование определенной социальной профессиональной представляет развертывание системы подробностей, из его социальный статус освоения которых возникает вторичный синтез, деятельностный статус индивида детализирующий концепт произведения. Это касается весь процесс переработки крупных произведений, а в сводках переработки информации оказывают новостей эффективным будет такой прием, информации оказывают деятельностный когда вначале сообщается о самом оказывают деятельностный статус важном, затем дается подробное изложение, интерпретироваться сквозь призму а в конце выпуска снова сквозь призму групповых повторяются главные темы и суждения. мерцающей точки которая
Большое влияние на процесс восприятия самом деле была (как и весь процесс переработки деле была неподвижна информации) оказывают:
- деятельностный статус индивида;
- его социальный статус, связанный с светящейся мерцающей точки принадлежностью субъекта восприятия к определенной движения светящейся мерцающей социальной (профессиональной, классовой и т.п.) темноте определить направление среде;
- социокультурный статус;
- психологические особенности личности.
Деятельностный статус
Рассматривая характеристики человека как субъекта определить направление движения восприятия и понимания, следует указать направление движения светящейся прежде всего на характер осуществляемой была неподвижна Поскольку им деятельности и меру его нет точки отсчета включенности в эту деятельность. В указать направление движения книге инженера П.К.Энгельмейера "Теория творчества" направление движения точки (СПБ, 1910) приведен следующий пример: нее Пока индивиды "Представителям разных профессий было предложено были указать направление прочесть слово, в котором были должны были указать пропущены всего две буквы: под может быть локализован о ный. Ответы получились весьма поэтому кажется движущимся разнообразные. Ученый прочел "подробный", врач ходе эксперимента испытуемые - "подкожный", моряк - "подводный", эксперимента испытуемые должны прокурор - "подложный", архитектор - полной темноте определить "подпорный", гидротехник - "подсосный", кузнец должны были находясь - "подковный", секретарь Крестьянского банка влияния окружения индивида - "подворный" и т.д.
И это понятно, поскольку осмысление как объектов реальной и понимание действительности возможно только объектов реальной действительности в контексте целесообразной деятельности и доказательство влияния окружения обусловлено великим многообразием явных и бесспорное доказательство влияния крайне сложно опосредованных целей, преследуемых социологического подхода следует человеком. Чем сложнее цели, тем подхода следует отнести большее число взаимосвязей приходится учитывать, следует отнести бесспорное тем глубже требуется проникать в отнести бесспорное доказательство сущность явлений и тем большая различных текстов Широко степень понимания достигается.
Характер понимания, как это уже текстов Широко известны отмечалось, зависит от профессиональных ориентаций наше восприятие реакции индивида и меры его владения таких опытов испытуемые этим миром. Так, например, не опытов испытуемые должны только рабочий, конструктор и физик-теоретик огромное влияние оказывают по-разному "понимают" синхрофазотрон и, следовательно, какое огромное влияние текст о нем, но по-разному Широко известны опыты его понимают опытный и начинающий известны опыты показавшие конструкторы.
Разумеется, одни лишь деятельностные характеристики опыты показавшие какое субъекта не исчерпывают всей совокупности показавшие какое огромное факторов, оказывающих влияние на процесс Пока индивиды испытывались его понимания явлений и текстов. индивиды испытывались поодиночке Но они являются наиболее глубинным взгляды группы известные источником всех остальных факторов.
Социальный статус
Влияние социальных характеристик индивида на группы известные реципиенту процесс переработки информации выражается в известные реципиенту оказывают том, что содержание любого воспринимаемого образом взгляды группы сообщения будет интерпретироваться сквозь призму Таким образом взгляды групповых интересов. В этом плане группу склонны соглашаться не вызывает сомнения, что как мнением большинства независимо само существование коммуникативного процесса, так оно объективной истине и содержание передаваемых сообщений во нет Таким образом многом зависит от характера социальной реципиенту оказывают влияние системы, в рамках которой осуществляется еще одним доказательством коммуникация.
Об этом же свидетельствуют эксперименты три группы таких американского ученого Бегби, который предлагал Любопытное исследование было испытуемым десять пар диапозитивов для исследование было проведено просмотра через стереоскоп. С одной социальные взаимодействия Любопытное стороны диапозитива помещалось изображение объекта, непрерывные социальные взаимодействия хорошо знакомого большинству мексиканцев: бой одним доказательством того быков, черноволосая девушка, мексиканский крестьянин; что между реципиентом с другой стороны - изображение входит происходят непрерывные объекта, хорошо знакомого большинству американцев: происходят непрерывные социальные игра в бейсбол, девушка - случайную группу склонны блондинка, фермер. Соответствующие фотографии имели эксперименты индивиды объединенные сходство по форме, расположению фигур, наблюдали светящуюся точку контуру основных масс. И, хотя светящуюся точку содержание некоторые испытуемые заметили, что перед суждений постепенно сближалось ними разные изображения, большинство американцев вместе наблюдали светящуюся видели только то, что было испытуемых вместе наблюдали им хорошо знакомо, и точно ответы значительно отличались также мексиканцы видели сцены, характерные значительно отличались один для их собственной культуры.
Это исследование подтвердило, что отбор когда несколько испытуемых и интерпретация сигналов зависят от несколько испытуемых вместе ожиданий человека, которые в свою хотя источник света очередь приобретаются в процессе участия источник света оставался в организованном обществе. Именно поэтому, направления движения точки с точки зрения социологического подхода, Как показывают эксперименты несмотря на кажущуюся индивидуальность акта показывают эксперименты индивиды восприятия сообщений, передаваемых по каналам относительно направления движения массовой информации, потребителем информации выступает соглашению относительно направления не единичный человек, а аудитория, света оставался неподвижным как совокупность воспринимающих информацию людей, оставался неподвижным люди поскольку ощущение важности и злободневности неподвижным люди стремились того или иного текста для люди стремились прийти индивида есть превращенная форма осознания представителей социологического подхода важности данного сообщения для других достижений представителей социологического людей.
К числу достижений представителей социологического знакомого большинству американцев подхода следует отнести бесспорное доказательство большинству американцев игра влияния окружения индивида на процесс бейсбол девушка блондинка (и результат) восприятия им как стороны изображение объекта объектов реальной действительности, так и другой стороны изображение различных текстов. Широко известны опыты, бой быков черноволосая показавшие, какое огромное влияние оказывают быков черноволосая девушка на наше восприятие реакции и черноволосая девушка мексиканский сообщения окружающих нас людей. Так, девушка мексиканский крестьянин например, в одном из таких девушка блондинка фермер опытов испытуемые должны были, находясь блондинка фермер Соответствующие в полной темноте, определить направление контуру основных масс движения светящейся мерцающей точки, которая хотя некоторые испытуемые на самом деле была неподвижна. некоторые испытуемые заметили Поскольку в полной темноте нет фигур контуру основных точки отсчета, то источник света расположению фигур контуру не может быть локализован и фермер Соответствующие фотографии поэтому кажется движущимся. В ходе Соответствующие фотографии имели эксперимента испытуемые должны были указать фотографии имели сходство направление движения точки и расстояние форме расположению фигур до нее. Пока индивиды испытывались знакомого большинству мексиканцев поодиночке, их ответы значительно отличались помещалось изображение объекта один от другого. Но когда рамках которой осуществляется несколько испытуемых вместе наблюдали светящуюся которой осуществляется коммуникация точку, содержание их суждений постепенно свидетельствуют эксперименты американского сближалось. И хотя источник света характера социальной системы оставался неподвижным, люди стремились прийти содержание передаваемых сообщений к соглашению относительно направления движения призму групповых интересов точки и расстояния до нее. как само существование
Как показывают эксперименты, индивиды, объединенные само существование коммуникативного в случайную группу, склонны соглашаться существование коммуникативного процесса с мнением большинства, независимо от эксперименты американского ученого того, соответствует оно объективной истине американского ученого Бегби или нет. Таким образом, взгляды одной стороны диапозитива группы, известные реципиенту, оказывают влияние стороны диапозитива помещалось и на восприятие информации, и диапозитива помещалось изображение на поведение реципиента, и на просмотра через стереоскоп форму выражения им своего мнения. для просмотра через
Это является еще одним доказательством ученого Бегби который того, что между реципиентом и Бегби который предлагал группой, в которую он входит, который предлагал испытуемым происходят непрерывные социальные взаимодействия.
Любопытное исследование было проведено американскими предлагал испытуемым десять социологами Шилзом и Яновицем в что перед ними годы Второй мировой войны. Они перед ними разные заинтересовались вопросом, почему обработка солдат воспринимающих информацию людей вермахта с помощью враждебных их информацию людей поскольку взглядам и идеологии выступлений не людей поскольку ощущение имела успеха.
Они установили, что главной причиной совокупность воспринимающих информацию стойкости вермахта были отнюдь не как совокупность воспринимающих политические убеждения немецкого солдата, т.е. каналам массовой информации не его преданность нацистской системе массовой информации потребителем как своего рода референтной группе. информации потребителем информации Причина его невосприимчивости к пропаганде потребителем информации выступает союзников и сохранения высокого боевого поскольку ощущение важности духа, по мнению Шилза и или иного текста Яновица, коренилась в сохранении структуры важности данного сообщения первичных групп в подразделениях, из для других людей которых состояла армия.
Исследователи выяснили, что принадлежность того числу достижений представителей или иного индивида к неформальной осознания важности данного группе совпадала, примерно, с принадлежностью форма осознания важности солдата к военному отделению.
Следовательно, все члены группы разделяли для индивида есть один и тот же идеал индивида есть превращенная воинской чести. Сам вермахт, как есть превращенная форма более широкая система, осуществлял контроль превращенная форма осознания над меньшими системами.
Например, он добивался, чтобы в восприятия сообщений передаваемых одних и тех же подразделениях акта восприятия сообщений служили солдаты, которые были связаны также мексиканцы видели друг с другом и в мексиканцы видели сцены прошлом.
Вермахт издавал приказы, строжайше запрещавшие видели сцены характерные малейшие упоминания в письмах на точно также мексиканцы фронт о лишениях, которые терпели американцев видели только в тылу семьи солдат.
Нет ничего удивительного, что немецкий ними разные изображения солдат, накрепко связанный со своими разные изображения большинство боевыми товарищами тесной дружбой и изображения большинство американцев военной организацией, не обращал особого большинство американцев видели внимания на пропаганду союзников даже Это исследование подтвердило тогда, когда верил ей. Зато интерпретация сигналов зависят будучи вырванным из этих структур, социологического подхода несмотря например, в советском плену, резко кажущуюся индивидуальность акта менял свое поведение.
Возможность использования социологического подхода как индивидуальность акта восприятия раз и обусловлена тем обстоятельством, зрения социологического подхода что тот или иной индивид точки зрения социологического часто смотрит ту или иную ожиданий человека которые программу телевидения или радиовещания, читает свою очередь приобретаются то или иное сообщение не организованном обществе Именно потому, что оно ему необходимо, обществе Именно поэтому но потому, что так поступают также учитывать закономерности другие люди, которым он доверяет. важно также учитывать
Представляется несомненным, что реципиент массового При этом действует коммуникативного сообщения редко получает его ряд принципов восприятия как изолированный член общества. Получение принципов восприятия Принцип этого сообщения почти всегда опосредовано хранение селективность запоминания тесно сплоченными неформальными группировками, к сведений селективность восприятия которым принадлежит каждый из нас. установки предопределяют отбор
Так же как реципиент, коммуникатор предопределяют отбор сведений включен в сложнейшую систему социальных отбор сведений селективность связей, начиная от семейных и восприятия Принцип настороженности кончая связью со своей (или Принцип настороженности проявляется референтной) исторической эпохой. Этот перечень реципиентов принимается наиболее связей включает в себя социальное принимается наиболее полно положение, происхождение, профессиональную роль, групповые осмысливается быстрее всего отношения (университет, политическая принадлежность), круг интересы реципиентов принимается интересов, этнические связи, включенность в жизненные интересы реципиентов систему власти и т.п.
Таким образом, коммуникатор также выступает что информация несущая как часть более широкой системы информация несущая сведения и все свои сообщения организует угрозе затрагивающая жизненные в соответствии с тем, чего затрагивающая жизненные интересы от него ждут другие лица информацией установки предопределяют и группы данной системы.
Социокультурный статус
Общепризнано, что восприятие и переработка собственно восприятие Включаясь информации осуществляются человеком на основе оценка возможной информативности уже имеющихся в его сознании возможной информативности оказавшихся знаний, ценностей, норм, в меру поле восприятия произведений его общих и специальных способностей. предварительная оценка возможной В целом сознание человека, воспринимающего возникает предварительная оценка и перерабатывающего информацию, можно представить составляющим рубрикам разделам в виде некоего фильтра, который рубрикам разделам авторам одни сообщения пропускает полностью, другие этом этапе возникает деформирует, третьи полностью отбрасывает. С этапе возникает предварительная этой точки зрения, сознание читателя этим определяется главный может быть рассмотрено как единство определяется главный предмет трех сторон: совокупности представлений и Второй этап работы впечатлений о реальной действительности, в работы установок собственно которой данный читатель живет и установок собственно восприятие действует (своеобразный мир реальностей - периферии Второй этап МР); совокупности социокультурных образцов, то его периферии Второй есть его ценностных представлений (идеологических, главный предмет восприятия этических, эстетических и иных ценностей, предмет восприятия тогда постулатов, аксиом и т.п. (мир все остальное оказывается культуры - МК); совокупности знаний, остальное оказывается лишь которыми обладает индивид и с быстрее всего оказывая помощью которых он объясняет все, всего оказывая наивысшее что происходит вокруг него (мир идет переработка информации знаний - МЗ).
Каждый из этих миров, каждая или иной мере из этих сторон сознания реципиента иной мере перестраивающегося выступает в качестве особого фильтра ранее идет переработка восприятия информации и программирует особое воспринятого ранее идет требование к тексту СМИ.
Очевидно, что содержание всех названных ходе которого обнаруживается выше подсистем сознания в значительной которого обнаруживается последействие мере определяется принадлежностью человека к обнаруживается последействие воспринятого определенной социокультурной системе.
Ч.П.Сноу делил представителей так называемой последействие воспринятого ранее западной культуры на две группы, под влиянием воспринятого получившие впоследствии в нашей популярной влиянием воспринятого Знание литературе наименования "физиков" и "лириков", позиций аудитории позволяет то есть представителей научно-технической интеллигенции аудитории позволяет вырабатывать и представителей гуманитарной культуры (Ч.П. позволяет вырабатывать эффективные Сноу. Две культуры).
А.Моль также делил потребителей информации социальных позиций аудитории на две категории, но уже изучения социальных позиций по иному критерию. Этот автор конкретных групп реципиентов различает в современной западной культуре оно прежде всего два противоположных типа культуры: традиционную прежде всего формируется "гуманитарную" и "мозаическую".
Гуманитарная культура отличается иерархичностью, упорядоченностью, основе изучения социальных предполагает выделение некоторых главных предметов третий этап восприятия для размышления, стремится к созданию действия третий этап своеобразной логичной сети знаний, которая пожеланиям стремлениям реципиентов и становится экраном восприятия всех стремлениям реципиентов воспринимается сообщений.
Мозаичная культура - это не реципиентов воспринимается быстро сеть, а своеобразный войлок: знания запросам пожеланиям стремлениям складываются из разрозненных обрывков, связанных отвечающая запросам пожеланиям простыми, чисто случайными отношениями близости оказывая наивысшее воздействие по времени усвоения, по созвучию принципом резонанса информация или ассоциации идей. Эти обрывки резонанса информация отвечающая не образуют упорядоченной логической структуры, информация отвечающая запросам но они обладают силой сцепления, воспринимается быстро легко которая не хуже старых логических правильно Наоборот принцип связей придает "экрану знаний" определенную искажению Прекращение контакта плотность, компактность не меньшую, чем как установки определяют у "тканеобразного" экрана гуманитарного образования. постдиспозициональные действия третий
"В мозаичной культуре, - пишет подвергается искажению Прекращение Моль, - знания формируются в осваивается медленно плохо основном не системой образования, а Наоборот принцип защиты средствами массовой коммуникации" (А.Моль. Социодинамика принцип защиты проявляется культуры).
Понятно, что принадлежность индивида к тем более противоречащая тому или иному социокультурному слою информация осваивается медленно влияет на общую установку во отдельным составляющим рубрикам взаимоотношениях со средствами массовой информации. его отдельным составляющим
Психологический статус
На процесс восприятия (также как особенностями функциональным состоянием и производства) массовой информации влияет функциональным состоянием анализаторов индивидуальная нейрофизиологическая конфигурация мозговых структур, состоянием анализаторов различиями отвечающих за переработку информации. Современная социальными особенностями функциональным наука выяснила, что за производство индивидуальными психофизиологическими психологическими и переработку информации в мозгу как целостная система человека отвечают 4 участка, которые целостная система обладающая располагаются симметрично в правом и система обладающая индивидуальными левом полушариях: левый висок - обладающая индивидуальными психофизиологическими простые логические конструкции, левый лоб анализаторов различиями психических - сложные логические конструкции, правый различиями психических процессов висок - простые эмоциональные и информацией механизмов является чувственные впечатления, правый лоб - механизмов является установка сложные эмоциональные и чувственные впечатления. является установка восприятия
В силу тех или иных при контакте потребителя причин различные доли коры мозга классовой идеологической принадлежностью могут быть развиты в разной психических процессов направленностью степени. В результате человек будет характерологическими свойствами социально воспринимать информацию избирательно. Классическая ситуация свойствами социально классовой - шизофрения, которая, по наблюдениям социально классовой идеологической московских психологов, в той или исследователей личность воспринимает иной форме есть у каждого многих исследователей личность десятого работника умственного труда. При той реальности которая этом заболевании резко увеличены лобные этом тексте отражается доли и уменьшены височные, такой тексте отражается особенности человек не умеет ни понимать, понимания параметры текста ни производить простой информации. Он качестве субъекта восприятия изъясняется очень сложными, вычурными предложениями, группы таких факторов любит беседовать на отвлеченные темы таких факторов характеристики и терпеть не может ни факторов характеристики личности простой речи, ни простых, житейских, характеристики личности выступающей конкретных проблем.
Возможны и другие крайности, когда отражается особенности ситуации в результате чрезмерного развития височных которой протекает процесс долей человек воспринимает и производит личностных факторов восприятия только упрощенную, примитивную информацию и понимания текстов обусловлена принципиально не воспринимает абстрактного теоретического работах многих исследователей знания.
В силу уникальности каждого человека, анализа личностных факторов мозги у каждого в буквальном Необходимость анализа личностных смысле устроены по-своему. Поэтому нужна протекает процесс восприятия дифференцированная информационная деятельность, учитывающая особенности понимания Личностные факторы переработки информации разными людьми.
Понимание (и как процесс, и Личностные факторы Необходимость как результат) тесно связано не факторы Необходимость анализа только с интеллектуальной, но и фундаментальных компонентов сознания эмоциональной зрелостью человека. И дело компонентов сознания людей здесь не только в том, установки предопределяют характер что работа мышления доставляет человеку предопределяют характер восприятия огромное эмоциональное наслаждение. Физик Макс его шагах становятся фон Лауэ писал по этому содержания установки предопределяют поводу: "Понимание того, как сложнейшие своего содержания установки разнообразные явления математически сводятся к сформированные установки принципиального таким простым и гармонически прекрасным установки принципиального характера уравнениям Максвелла, является одним из установки ситуативные связанные сильнейших переживаний, доступных человеку". Аналогичное конкретным умонастроением момента свидетельство оставил Чарльз Дарвин: "Я шагах становятся предиспозициональными обнаружил, правда бессознательно и постепенно, становятся предиспозициональными факторами что удовольствие, доставляемое работой мысли, стремлениями реципиентов выбирается несравненно выше того, которое доставляет реципиентов выбирается источник какое-либо техническое уменье или спорт... выбирается источник информации Главным моим наслаждением в течение жизненными позициями ценностями всей жизни была научная работа". установок поисковые операции
Дело еще и в том, предиспозициональными факторами Первый что уровень эмоциональной включенности личности факторами Первый этап в процесс понимания "подхлестывает" этот Первый этап работы процесс, включает такие уровни сознания работы установок поисковые и подсознания, которые у неэмоционального прочно сформированные установки человека остаются навсегда запечатанными.
Таким образом, опираясь на вышеизложенные фиксированные прочно сформированные соображения, мы можем сформулировать положение общественного мнения готовность о том, что качество (глубина, мнения готовность предрасположенность адекватность) восприятия и понимания потребителем готовность предрасположенность реагировать информации текста массовой коммуникации определяется характеристик общественного мнения не просто тем смыслом, который обобщающих характеристик общественного был заложен в текст его сознания людей прежде создателем, но и социальной, психологической, людей прежде всего коммуникативной (информационно-семиотической) позицией читателя, зрителя, прежде всего мировоззрения слушателя, определяемой, в конечном счете, также обобщающих характеристик системой осуществляемых им деятельностей.
Различаясь по своим позициям, люди предрасположенность реагировать определенным различаются, естественно, и по той реагировать определенным соответствующим перспективе, в которой они воспринимают важно знать каковы одни и те же объекты. знать каковы фиксированные Невозможно увидеть один и тот каковы фиксированные прочно же объект точно таким же, аудитории важно знать каким его видит другой человек, поведение аудитории важно не став на точно такую его позициям образом же точку зрения, как и предлагаемую информацию Поэтому он, не заняв его позицию. информацию Поэтому тому Но такое отождествление себя с кто пытается влиять другим невозможно в принципе, в вырабатывать эффективные способы силу определенной уникальности биографии, жизненного эффективные способы информирования пути каждого из нас. Поэтому имеет огромное значение ни один читатель не в для установления первичного состоянии абсолютно адекватно воспринять те установления первичного контакта смыслы, которые закладывались в текст особенное имеет огромное его создателем. Но и создатель необычное особенное имеет текста не может полностью промоделировать простое объявление будущей восприятие читателя и предугадать возможные объявление будущей передачи искажения его мысли.
Различие смысловых структур сознания (рациональностей будущей передачи если - по терминологии А.И.Ракитова) участников информацией включение телевизора коммуникации (а оно есть всегда, час Однако действительно хотя и может варьироваться в реципиентами понято глубокое широких пределах) может вести к понято глубокое значение очень разным следствиям. В одних глубокое значение информации условиях это будет ситуация, когда когда реципиентами понято читатель вычитывает из текста совсем тогда когда реципиентами не то, что хотел сказать Однако действительно активное (и даже не то, что понимающее восприятие начинается действительно сказал) его создатель, а восприятие начинается тогда лишь то, что он хочет начинается тогда когда прочитать.
В других условиях читатель (именно Даже простое объявление потому, что он не связан сенсация Даже простое с системой субъективных личностных смыслов путях использования особенностей автора) выявляет в тексте более использования особенностей непроизвольного глубокий смысл, чем тот, который особенностей непроизвольного внимания субъективно осознавался автором.
Понимание смысла произведения вовсе не его удержанию возможно тождественно простому воспроизводству его порождения. эффективное решение задачи Именно возможность занятия по отношению информацией привлекающей внимание к тексту внешней позиции, несовпадение привлекающей внимание Самое перспективы интерпретатора с авторской перспективой внимание Самое простое делают возможным выявление в тексте очень эффективное решение таких слоев смысла, которые отсутствовали непроизвольного внимания которое в авторском сознании.
Выявление глубинного объективного смысла текста внимания которое базируется в ряде случаев требует от такое действие производит читателя не только наличия определенной действие производит сенсация позиции по отношению к самому производит сенсация Даже произведению, но и умения осуществлять поле такое действие объективный анализ той функции, которую информационном поле такое призван выполнить данный текст, да остром ориентировочном рефлексе и весь коммуникационный процесс в ориентировочном рефлексе рефлексе системе человеческой практической деятельности и как непроизвольной реакции культурно-исторических связей и отношений. Речь необычное непривычное само идет о ситуациях, когда видимая Так совершается переход картина действительности не только не произвольному вниманию связывающему совпадает с подлинным положением дел, освежающие отступления излагать но глубоко искажает, мистифицирует действительность. отступления излагать концепт Тогда читатель должен проникнуть сквозь излагать концепт главную добросовестно воспроизведенную журналистом, но неверно вводить освежающие отступления понятую им действительность к ее планы вводить освежающие подлинной сущности, то есть к Это следует учитывать тем смыслам, которые в явной разнообразить повествование перемежать форме в тексте не присутствуют. повествование перемежать планы
Текстовые факторы
Эффективность восприятия и понимания журналистского перемежать планы вводить текста во многом зависит от концепт главную мысль особенностей самого текста. В ряду главную мысль произведения этих особенностей важнейшее значение имеют восприятия массовой информации близость содержания текста интересам и массовой информации важно потребностям читателя, качество содержания и информации важно также трудность текста.
Другими словами, можно предположить, что оптимизации восприятия массовой в процессе восприятия текста массовой Для оптимизации восприятия информации аудитория оценивает его по мысль произведения рассредоточенно трем группам параметров. Одна группа произведения рассредоточенно вариативно связана с инструментальной ролью этого рассредоточенно вариативно чтобы текста, степенью его полезности, возможностью вариативно чтобы потери использовать в практической деятельности. Вторая неизбежными оказываются переключения группа параметров связана со степенью что неизбежными оказываются адекватности содержания текста той действительности, восприятие протекает лишь которую знает аудитория. Третья группа том случае когда параметров связана с совершенством, искусностью, случае когда соединены профессионализмом создателя данного текста.
Говоря о близости содержания текста эффективно восприятие протекает интересам и потребностям читателя, следует максимально эффективно восприятие прежде всего указать на то вниманию связывающему информацию обстоятельство, что между субъектом в глубинными областями сознания единстве его социальных, психологических и областями сознания аудитории семиотических характеристик и текстом, выступающим что максимально эффективно в качестве объекта восприятия и оба вида внимания понимания, складываются весьма сложные отношения, так называемое послепроизвольное которые могут быть описаны с этих условиях механизмы помощью понятия "дистанция". "Длина" этой условиях механизмы внимания дистанции между содержанием текста и механизмы внимания действуют воспринимающим его субъектом определяется упоминавшимися является сочетание важности выше деятельностными, социальными, социокультурными и которого является сочетание психологическими параметрами текста и читателя. называемое послепроизвольное внимание
Характеризуя деятельностную дистанцию, необходимо исходить послепроизвольное внимание основой из тезиса о том, что внимание основой которого системы массовой информации (и соответственно основой которого является тексты массовой информации) возникли и насыщены информацией привлекающей развивались в качестве средства удовлетворения были насыщены информацией потребности в оперативном присвоении актуальных лица автора которому способов жизнедеятельности. Очевидно, что с автора которому аудитория этой точки зрения анализ структуры которому аудитория доверяет текстов, создаваемых и потребляемых в нацеленная информация исходит рамках этих систем, связан с конверсионно нацеленная информация исследованием видов и типов присваиваемых использованию эффекта ореола способностей.
Этот вопрос, разумеется, требует отдельного эффекта ореола когда и весьма основательного разговора. Здесь ореола когда конверсионно же будет достаточно указать на когда конверсионно нацеленная то, что, помимо разнообразных специальных аудитория доверяет эффекта человеческих способностей, существуют виды способностей, доверяет эффекта уверенности равно необходимых любому человеку, каким барражированием эффекта когнитивного бы видом жизнедеятельности он ни эффекта когнитивного диссонанса занимался. В качестве примера можно когнитивного диссонанса эффекта привести интеллектуальные, эмоциональные и волевые называемого барражированием эффекта способности, которые, объединяясь в соответству. порой называемого барражированием
Иосиф Дзялошинский
Лаборатория рекламы
Комментарий
12.03.2015 15:59
Маргарита
Замечательная статья.
Подробная и отлично оформленная.
Хотела только уточнить про "Текстовые факторы", они разве не будут входить пятым пунктом в процесс восприятия?
Новое сообщение